20:50 

Рождение куклы. Часть III : отливка и обработка.

Sofie Doll
Долгожданная третья статья.
Приятного прочтения!

Когда формы с модели сняты, можно приступить непосредственно к отливке куклы.
И формы, и фарфор нужно тщательно подготовить. Формы должны быть сухими и абсолютно чистыми: нужно удалить с них остатки разделительного состава и гипсовую пыль.

Подготовка фарфора – более сложный и трудоемкий этап. Кукла льется из фарфорового шликера . Этим словом называют любую керамическую массу, которая до обжига представляет собой жидкость. Шликер нужно развести дистиллированной водой до консистенции густых сливок и, чтобы избавиться от пузырей, несколько раз прогнать ее через мелкоячеистое сито (например, капроновый чулок). Затем ему нужно пару дней отстояться. Непосредственно перед отливкой я опять перемешиваю шликер и аккуратно прогоняю его через сито.
Избавиться от пузырьков очень важно, поскольку они являются одной из основных причин брака. На высоких температурах поверхность фарфора плавится (это можно сравнить с получением стекла из песка при плавлении), и пузыри, которые были близко к поверхности, вздуваются, образуя некрасивый нарост. Если этот нарост сошкурить, то можно увидеть, что внутри него находится полость, образованная расширившимся от жара воздухом. Избавиться от пузырей полностью очень сложно, поскольку до высокого обжига их никак нельзя распознать, поэтому нужно очень тщательно готовить шликер.

Итак, форма чистая, шликер процежен, можно приступать к отливке. Части формы соединяются резинкой, и в литник аккуратно заливается шликер. Уже через несколько секунд его уровень в литнике начинает падать – происходит образование сырца . Как только шликер попадает в форму, пористый гипс начинает впитывать содержащуюся в нем воду. На внутренней поверхности формы образуется слой более плотного фарфора с меньшим содержанием воды, а в центре шликер остается жидким. За счет впитываемой воды общий объем шликера и сырца в форме уменьшается, поэтому нужно постоянно подливать новый шликер, пока толщина не будет достаточной. Например, для предплечий достаточно толщины всего в пару миллиметров, а толщина груди может быть больше половины сантиметра.

Когда толщина сырца достаточна, форма аккуратно переворачивается и из литника выливается весь ненужный шликер. Делать это нужно аккуратно, без резких движений, потому что еще мягкий сырец может оторваться от поверхности формы, и деталь будет деформирована.

Некоторое время сырец сохнет внутри формы. Гипс продолжает впитывать воду, и сырец становится все тверже. Через некоторое время, которое зависит от размера и формы детали, я могу открыть форму и вынуть деталь. Пока деталь мягкая, нужно срезать литник и сделать прорези, по которым будет двигаться резинка.

Теперь деталям нужно высохнуть. Сохнут они от суток до недели, в зависимости от их размера и влажности в помещении.
Сухие детали настолько хрупкие, что рассыпаются в руках. Их можно начать обрабатывать и в таком виде, но очень велик риск что-то сломать или сошкурить лишнее. Поэтому я делаю промежуточный, так называемый утельный, обжиг. Он происходит на температуре около 900 градусов. После него детали становятся значительно тверже, но не обретают окончательной твердости и все еще остаются пористыми.

Далее можно приступить непосредственно к обработке. Я замачиваю детали в дистиллированной воде на несколько часов. Мокрые детали шлифовать удобнее, так как на них практически не остается царапин от шкурки. Затем я убираю швы и придаю деталям гладкость, используя сначала более крупные шкурки, а впоследствии – более мелкие, и заканчиваю полировочными.


Одно из главных свойств гипсовых форм в том, что они не могут совершенно точно передать все детали модели. После отливки многие детали слабо похожи на свой окончательный облик: на лицах отсутствуют ноздри и углубления в уголках губ, пальцы соединены вместе «перепонками», на них нет ногтей и характерных морщинок. Я с большим трепетом отношусь к таким мелочам, и поэтому прорабатываю их индивидуально. Делать это довольно сложно, особенно когда речь идет о руках: даже прошедшие промежуточный обжиг пальцы очень хрупкие, и, если надавить на них слишком сильно, они сломаются. Даже держать их в руке непросто: если слишком сильно сжать обрабатываемую деталь, она треснет. Когда я работаю над руками, я постоянно повторяю про себя мантру: «не сдавливать слишком сильно, не сдавливать слишком сильно!»
Но я старательно забываю про лень и снова прорабатываю все морщинки на губах, складки век, ноготки, линии на ладонях и ступнях. То ощущение, которое дарит лежащая в руках идеальная деталь – лучшая награда.

__

Полностью обработанные детали я кладу на сухую ткань и даю им высохнуть.

Гладкие и проработанные детали готовы к следующей стадии – высокому обжигу.

Продолжение следует.

@темы: Рождение куклы, процесс

URL
Комментарии
2014-01-22 в 10:16 

Очень интересно! Спасибо! :)

     

Sofie

главная